Мотивация в изучении иностранных языков
Автор:
Основатель и преподаватель школы Star Talk
3946

Мотивация в изучении иностранных языков

Проблема мотивации как таковой является одной из важнейших в современном мире, поскольку именно мотивация, которая исходит из возникшей потребности, побуждает человека к тому или иному виду деятельности. Мотивация конкретно учебной деятельности играет важную роль в обучении и развитии учащихся, и именно в период обучения в школе происходит формирование ценностей и нравственных принципов человека, а также происходит становление системы мотиваций.

В процессе изучения иностранного языка мотивация имеет ряд своих особенностей и отличительных функций, однако перед более глубоким её изучением, стоит разобраться в том, что же такое мотивация и какую роль она играет в обучении.

В педагогике под мотивацией подразумевают процесс, направленный на поддержание усилий, прикладываемых для достижения учебных целей. В ее основе лежит мотив, который является сам по себе формой проявления потребности.

Проблема мотивации учебной деятельности всегда остро стоит в кругах специалистов в области педагогики и психологии, а разнообразие мнений относительно решения обусловлено множеством методических подходов. Ученые на протяжении многих лет работали над созданием и накоплением статистического материала, который раскрывал все особенности структуры мотивации учащихся, учитывая их потребности и интересы.

Одно из таких исследований было проведено в МГУ им. М.В. Ломоносова. Результаты показали, что большинство респондентов находят свою мотивацию в развитии личностных качеств, достижении успеха и получении профессии. Данные результаты показывают, что у учащихся преобладает познавательная потребность, поскольку они непосредственно являются студентами.

Учеными в области психологии и педагогики принято различать два вида мотивации: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация в школе часто связана с системой контроля, то есть с оценками, внутренняя же формируется дольше и сложнее, поскольку только с возрастом ученики начинают осознавать важность и значимость образования.

Главной задачей мотивации обучения является организация такой учебной деятельности, которая максимально способствует раскрытию внутреннего потенциала личности учащихся. И здесь важную роль играет выбор форм организации учебной деятельности. Учителю необходимо создать такую ситуацию, в которой все учащиеся будут чувствовать свою вовлеченность и отдачу со стороны непосредственно самого преподавателя. Задачи обучения должны формироваться непосредственно из интересов и запросов учеников, а результату необходимо соответствовать их потребностям, быть значим, тогда учащиеся сами будут проявлять инициативу, стремиться найти ответ на вопрос или решение на поставленную задачу.

Для развития познавательных мотивов у учащихся в ходе урока учитель может прибегнуть к таким приемам как мотивация с помощью беседы, постановки проблемной ситуации или даже к играм как «мозговой штурм» или «незаконченное предложение», также могут использоваться различные творческие задачи.

Важно отметить, что непосредственно сам учитель также должен являться образцом внутренней мотивационной деятельности достижения, чтобы показать ученикам важность постановки собственных целей, убедить их в том, что это может помочь им стать успешными в будущем.

Говоря о своеобразии проявления познавательной потребности в изучении иностранного языка, стоит отметить, что данная потребность является начальным пунктом приобретения знаний и начала процесса не только образования в целом, но и самообразования. Процесс самообразования может осуществляться посредством применения как материальных средств, так и физических и психологических сил индивидуума. В совокупности данные аспекты составляют все необходимые условия процесса самообразования по иностранному языку.

По данным исследований, главными мотивами изучения иностранного языка являются возможность общаться с носителями языка, читать иностранную литературу и получение должности в международной компании за рубежом. Однако многие учащиеся отмечают спад мотивации после двух-трех месяцев изучения. Такое явление, как объясняют специалисты в области методики, может быть связано с однообразием заданий, перегрузкой учащихся информацией или неспособность учителя правильно организовать учебный процесс.

На уроках иностранного языка важно дать учащимся такие задания, которые будут направлены на достижение конкретного результата, – тогда процесс будет более эмоционально насыщенным. Для учащихся это является необходимым, поскольку именно эмоции предвосхищают осмысление непосредственно процесса учебной деятельности. Такие задания могут подразумевать решение какой-либо задачи или проблемной ситуации, а также ориентированы на изготовление продуктов труда.

Для того, чтобы оказать положительное влияние на мотивацию в процессе изучения иностранного языка, учителю необходимо обеспечить успешное выполнение каждым учеником поставленных заданий – это поможет избежать сравнения между друг другом в группе учащихся. Также учитель обязан своевременно оценивать школьные успехи своих учеников с целью предотвращения обесценивания их деятельности. Другим важным пунктом является создание комфортных условий для экспрессии учащимися эмоций, которые они испытывают в процессе учебной деятельности, – стоит подготовить их к тому, что на пути к цели могут встречаться трудности. Это поможет не только замотивировать учащихся на дальнейшее обучение, но и поспособствует положительной динамике в отношениях ученик-учитель.

Одним из необходимых условий для создания и поддержания интереса учащихся к учебной деятельности, является возможность проявлять самостоятельность и инициативность. Этому могут способствовать такие задания, решение которых подразумевает активную поисковую деятельность и носит индивидуальный характер. Такие задания повышают ответственность учащихся и способствуют росту учебно-познавательной мотивации.

Стоит помнить, что иностранный язык сопрягается с другими школьными предметами, такими как литература, география и история, а поэтому открывает путь к дополнительным знаниям. Учащиеся больше узнают о культуре страны изучаемого языка, об особенностях традиций и быта, что способствует проявлению большего интереса к изучению, а также развитию социокультурных качеств учащегося. Для реализации подходит метод проектов, который несет личностно-ориентированный характер и направлен на самостоятельную работу учащихся с источниками и поиск информации. Главная цель таких проектов является не сугубо языковой, но практической, что повышает интерес к последующим проектам.

Наряду с использованием страноведческой информации для развития мотивации учащихся, на уроках иностранного языка используется метод проблемного обучения. Его суть состоит в том, что перед учащимися ставится некая проблемная ситуация, решить которую они должны, используя имеющийся у них запас знаний, навыков и умений. В процессе поиска решения учащиеся убеждаются не только в своей способности применять уже имеющиеся знания, но в необходимости получения новых.

В методах проблемного обучения принято выделять два самых эффективных: дискуссионный метод и метод ролевых игр.

Главной задачей дискуссионного метода является формирование сознательного отношения к выдвигаемым проблемам, активности в обсуждении и развитие речевой культуры. Ведущим принципом данного метода является формирование критического мышления, а язык становится как целью, так и средством обучения и достижения цели. Важно отметить, что данный метод охватывает все четыре вида речевой деятельности, а также активизирует познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность и создает условия для использования личного жизненного опыта и ранее полученных знаний.

Методика ролевых игр может выступать как самостоятельно, так и в совокупности с другими методиками, например, с методикой проектов. Суть данной методики состоит в том, чтобы дать учащимся использовать свой опыт в заданных условиях, соответствуя определенной социальной роли. Моделирование проблемной ситуации способствует развитию коммуникативной компетенции и помогает учащимся получить новый опыт, который может позже найти свое отражение в их жизни.

Подводя итоги, мы можем отметить, что мотивация учебной деятельности является важным фактором формирования личности учащегося, а также развития его навыков и умений, а также способствует развитию и раскрытию его творческого и интеллектуального потенциала. Для поддержания мотивации на уроках иностранного языка необходимо погрузить учащихся в благоприятную физическую и психологическую обстановку. Необходимыми условиями для формирования и поддержания мотивации изучения иностранного языка является использование проблемных методов обучения и лингвострановедческого материала.

Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль